Аллея скульптур «Амазонки»
При входе в парк гостей встречают монумент «Роза мира» и белые точеные фигурки амазонок. Легенды об Амазонии и амазонках известны во всех частях света. По одной из них, представительницы этого таинственного племени раньше жили на территории Чувашии, вызывая трепет у воинов-мужчин, и вдохновляя поэтов и художников древности.

Существует мнение, что чуваши являются потомками легендарных воительниц. На аллее расположились 7 амазонок – Барспит, Херкка, Тамарислу, Рокшанак, Боарикс, Ылтăнçуç, Мирина. За каждой из них стоит своя удивительная и неповторимая история.

Завершает скульптурный ансамбль изящный фонтан.
Мифы об амазонках широко вошли в эпическую поэзию, стали предметом античного искусства. Художники и скульпторы древнего мира увековечили образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Сохранились многочисленные античные подражания скульптурам великих мастеров, рельефы на камнях, изображения на керамике со сценами подвигов женщин-воительниц.

На современном чувашском языке слово амазонка «ама-ҫын» переводится как «женщина-человек» или «ама-ҫĕн» – «женщина побеждай». Вот и в Чебоксарах решили увековечить прекрасных воительниц.

В 2016 году завершилось строительство входной группы парка «Амазония». Она представляет собой аллею, в которой установлены скульптуры 7 амазонок. О них и пойдет речь дальше.
Мирина - предводительница амазонок
По сообщениям древних историков около XIV в. до н.э. предводительница амазонок в Африке Мирина начала военный поход с района озера Тритон (залив Габис Средиземного моря на юго-востоке Карфагена) в Малую Азию. Она была прекрасной воительницей и наездницей. Поэтому она называлась «легконогой» из-за быстроты управления боевой колесницей.

Мирина, пройдя со своей армией через Египет, завоевала Аравию и Сирию, покорила киликийцев и воинственные племена, жившие в горах Тавра, потом совершила победоносный бросок по южному и западному побережью Малой Азии до реки Каик. Вполне вероятно, что в ее походах принимали участие и субарейские женщины, далекие предки суваро-булгарок, проживавшие в Субарту по этому маршруту. На завоеванных землях Малой Азии ею были основаны города Мирина, Киме, Питан и Приена.

На острове Лесбос в Средиземном море она заложила город Митилена, названный в честь сестры, а на необитаемом острове, который амазонки назвали Самофракия (или Самотраки – «священный остров») – святилище в честь Матери богов.

Наступая дальше на север, переправившись через пролив Дарданеллы, Мирина со своей армией вошла во Фракию (современная Болгария). Но пока она укрепляла свои позиции в Малой Азии, в ее владения неожиданно вторглись скифский царь Сапил и фракиец Мопс, изгнанный из родной страны. В жестокой схватке с ними погибла большая часть амазонок, в том числе и сама Мирина. Захоронена она у берега Чёрного моря, западнее города Игнеада (север современной Турции) в кургане, который с тех пор носит её имя. Позднее в этих местах амазонками с Фермодонта был воздвигнут город. Раненные в том бою амазонки здесь и остались, а уцелевшая часть вернулась в Ливию, ушла на юг Аравийского полуострова (Йемен), в районы дельты Нила и далее. Оставшиеся жить в Малой Азии амазонки достойно унаследовали славу Мирины и продолжили дело своих отважных предшественниц из Северной Африки.
Тамарислу – царица скифов
Царь персов Кир (558 – 529 гг. до н.э.) захотел подчинить скифов/массагетов, живущих в Закавказье за рекою Аракс. Их царицею в то время была вдова умершего царя Тамарислу. Кир знал, что победить ее будет нелегко, и решил пойти на хитрость. Он заслал к ней послов для сватовства, как бы желая взять ее в жены. Но Тамарислу прекрасно понимала, что Киру нужна не она, а царство массагетов и отвергла это предложение. Поняв, что хитрость не удалась, Кир двинулся с войском к реке Араксу.

Тамарислу, допустила эту переправу, решив, что ей легче будет воевать в пределах своего царства, а врагам в случае отступления труднее будет убежать через это серьезное препятствие. Кир, переправив войско и пройдя немного вглубь Скифии, остановился лагерем. На другой день он, как будто испугавшись, покинул лагерь, оставив в нем свой обоз. Узнав об этом, Томарис послала в погоню за Киром сына Спаргаписа во главе передового отряда. Вскоре он оказался на месте брошенного лагеря.

Неопытный в военном деле юноша, прекратил преследование. Его воины обнаружили в брошенном обозе много вина и съестных припасов. На радостях они выпили и непривычные к таким пиршествам уснули. Ночью воины Кира, вернувшись, напали на спящих и перебили всех вместе с сыном царицы. Потеряв единственного сына, Тамирислу не стала тратить время на слезы и переживания, а немедленно решила отомстить врагу. Обратившись в притворное бегство, она завлекла армию Кира в горное ущелье, где предварительно была устроена засада и безжалостно истребила двести тысяч персов вместе с их царем.

Победа над Киром Великим, основателем великой персидской державы, заслуженно прославила царицу Тамирислу.
Херкка – жена царя гуннов Аттилы
Приск Понпийский, участник Римского посольства, побывавший у хуннов/гуннов, упоминал в своем труде о жене их вождя, Аттилы, которую звали Херкка («хер» - сув. Булг. (чув.) – девушка). Она жила в своем дворце, из многих отдельных помещений из досок покрытых резьбой и тесаных выскобленных бревен.

Херкка была искусной вышивальщицей. В её хоромах было много вышивок, ковров и других красивых вещей из дерева, глины. У Атиллы и Херкки было три сына Эллак, Ирнак и Тинес.

Старший Эллак погиб вскоре после смерти отца. Ирнак и Тинес с верными соратниками возвратились назад на территории Приазовья и Среднего Кавказа, создали и возглавили два царства. По сведениям ученых, Херкка намного пережила Аттилу и стала свидетельницей гибели великой империи хуннов/гуннов.
Примечательно, что имена Атиллы и Херкки сохранились и в самой древней чувашской эпической поэме «Аттил и Кримкилте». В ней одна из главных героинь Херкка, названа "матерью своего народа".
Барспит – царица сувар, жена царя Алп-Илитвера
В 731 г. царицей савир/сувар (хазар) стала вдова умершего царя Алп-Илитвера Барспит («Парспит» чув. Булг. чув. – лицо барса). Барс являлся одним из самых популярных звериных образов в легендах суваро-булгаро-чувашского народа. Его изображения сохранились на многочисленных изделиях суваро-булгар.

Образ барса использовался на боевых знаменах суваро-булгарских войск. Барспит (Парспит) стала царицей в трудное для савир/сувар время. С юга беспрерывно на территории ее государства вторгались полчища арабов. По сведениям историков, у нее была дочь Чичак («Чечек» сув. Булг. чув. – цветок) и два сына - Барспик и Булан. С целью пресечь эти вторжения царица вместе с сыном Барспик («Парс пек» чув. – подобен барсу) собрала сильную армию, которая вступив в сражение, разгромила передовые отряды арабов, вторгшихся на Северный Кавказ, затем отбив Дербент, двинулась на юг в Переднюю Азию.

Следом ее войска взяли столицу Ардебиля в Албании (совр. Азербайджан), разгромили арабское войско Джарахха. Таким образом Барспит (Парспит) отвела угрозу, нависшую над савирами/суварами, обеспечив своему народу мир и процветание.
Ылтăнҫӳҫ (Златовласка) – дочь царя Волжской Булгарии Ылтăнпека
Ылтăнҫӳҫ – старшая дочь царя Волжской Болгарии Ылтăнпека (Подобный золоту). Пачман был талантливым полководецем, великим воином и защитником народа. В эпической поэме "Ылтăнпек" он назван "сыном Барса". По легенде Ылтăнпек нашел его на охоте, в логове белого барса, взял к себе и воспитал как сына.

Ылтăнпек выдал за него свою старшую дочь Ылтăнҫӳҫ (Златовласка) и сделал полководцем своей тяжелой кавалерии. Пачман прославился еще в 1223 г., когда суваро-болгары разбили монгольское войско в сражении у г. Кернек. Его имя в те годы гремело по всему Востоку, к нему шли воины всех стран и народов, покоренных монголами, чтобы бороться с поработителями.

Но в последующие годы их походы повторялись несколько раз – до тех пор, пока почти все города Волжской Булгарии не были разрушены. В этих битвах пали царь Волжской Булгарии Ылтăнпек отец Ылтăнҫӳҫ (Златовласка) и ее возлюбленный Пачман. Сама принцесса и сорок ее подруг взяли в руки оружие, чтобы отстоять свою землю. Девушки-воительницы мужественно сражались в разных местах против многочисленных врагов. В жестоком бою, защищая Биляр, все они погибли и были похоронены на горе, недалеко от города. Рассказывают, что у этой горы забил холодный источник, в который превратились героически павшие защитницы города. Впоследствии это место стало называться «Девичья гора» («Хĕр ту»).

Героическая смерть суваро-булгарских воительниц по-разному отразилась в легендах, дошедших до нынешних потомков. Для нас особый интерес представляет и эпическая поэма "Ылтăнпек", в которой и Ылтăнҫӳҫ, и Пачман показаны великими героями и защитниками родного народа. Если верить этому эпосу, то они не погибли. Отступая, Ылтăнҫӳҫ и Пачман дошли до сурских лесов и там начали новую жизнь и вырастили девять сыновей и трех дочерей.
Боарикс – правительница суваро-булгар
Византийский историк Феофан Исповедник сообщает о Боарикс, вдове предводителя савир/сувар Балаха/Валаха, которая имела двух малолетних сыновей. Эта была выдающаяся женщина трудной для савир/сувар эпохи. Из тактических соображений она заключила мирный договор с византийским императором.

Поддержанная многими своими сторонниками, она выступила против тех предводителей гунно-савирских племенных групп, которые вопреки ей стремились оказать поддержку Ирану (Персии). В 527 г. ее противники Глом (Келем) и Тиранис (Тарапис) во главе своих войск предприняли поход, чтобы выступить на стороне Ирана в борьбе с Византией. Путь их лежал через земли, контролируемые Боарикс.

Предполагая, что женщина не сможет дать отпор, они начали разбойничать. Княжна-воительница Боарикс, в которой взыграла кровь древних амазонок, решила немедленно наказать захватчиков. Она вывела свои войска против врагов и окружив их в Черном ущелье, атаковала и наголову разбила их 20-тысячное войско. Один из предводителей – Глом был убит, другой – Тиранис по просьбе византийского императора отправлен в Константинополь, где был публично казнен.

Вышеназванная история указывает, что женщины у савир/сувар пользовались достаточной свободой, самостоятельностью и уважением. Боарикс по-видимому стояла во главе всего савирского/суварского союза и не потерпела коварной измены своих племенных вождей.
Рокшанак – царица амазонок, принцесса, жена Александра Македонского
Рокшанак или Роксана — бактрийская принцесса, жена Александра Македонского. Роксана родилась в Бактрии (восточная часть Персидской империи,современная территория Афганистана) и была дочерью местного вельможи Оксиарта, который при приближении Александра Великого заперся вместе с женами и детьми в неприступной крепости, именуемой Скала Согдианы. Однако под натиском македонцев крепость капитулировала в 327 до н. э., и все ее обитатели, включая жен и детей Оксиарта, оказались пленниками Александра.

Греческий писатель Арриан из Никомедии так рассказывает в "Анабасисе": «Одну из этих дочерей звали Роксана. Она была девушка на выданье, и те, кто принимал участие в походе, повторяли, что она была прекраснейшая из женщин, которых они видели в Азии, исключая одну только жену Дария. Александр влюбился в нее с первого взгляда, но, хотя она была пленницей, он отказался из-за страстного влечения к ней взять ее силой, и снизошел до женитьбы на ней».

Опираясь на это свидетельство, историки оценивают возраст Роксаны в 14-16 лет. Курций пишет, что Александр заметил Роксану на роскошном пиру, куда ее привел отец вместе с 30-ю другими знатными девушками для развлечения царя. Свита царя скрывала недовольство: «... царь Азии и Европы взял себе в жены девушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от нее родился тот, кто будет повелевать победителями». Брак с Роксаной был продуманным политическим шагом Александра.

Территорию Бактрии заселяли племена, от которых произошли таджики и пуштуны. Возможно черты лица Роксаны в какой-то мере отражены в золотой статуэтке из кургана II в. до н. э. Роксана сопровождала Александра в его походе в Индию и возвращении в Вавилон. Согласно позднему свидетельству, во время индийского похода умер новорожденный сын Роксаны и Александра. По возвращении из похода романтические чувства Александра к бактрийской княжне ослабли, и он женился на Статире, дочери персидского царя Дария, и еще одной персиянке царских кровей.

Александр внезапно умер, оставив Роксану беременной, а спустя месяц после его смерти она родила сына, назвав его Александром. Оставшись без единственного защитника, юная бактрийка и младенец Александр оказались в центре политических интриг распадающейся империи.

После гибели Пердикки Роксана с сыном жили в македонском городе Амфиполе под опекой Антипатра. После его смерти, видимо рассорившись с Эвридикой, женой номинального македонского царя Филиппа Арридея, в 318 до н. э. они перебрались в Эпир под покровительство матери Александра Великого, Олимпиады, и вместе с ней вошли в Македонию во главе войска.

Македонцы боготворили Александра Великого. Увидев его мать, сына-наследника и жену, они вручили им, а вернее Олимпиаде, власть над Македонией, которой та не смогла распорядиться. Меньше чем через год сын Антипатра Кассандр осадил Олимпиаду, а при ней находились и Роксана с сыном, в крепости Пидна. В 316 до н. э. Олимпиада была казнена диадохом Кассандром, а Роксану с сыном заперли в крепости Амфиполя, лишив царских привилегий. Сын Роксаны подрастал и мог вскоре претендовать на престол, пользуясь славой отца и поддержкой влиятельных врагов Кассандра. По приказу Кассандра 14-летний мальчик, он же номинальный македонский царь Александр IV, и его мать Роксана были тайно убиты в 309 до н. э.
Другие площадки парка
Made on
Tilda